Универсальные делегаты
Делегаты также могут иметь родовые параметры. Чаще встречается ситуация, когда делегат объявляется в универсальном классе и использует в своем объявлении параметры универсального класса. Давайте рассмотрим ситуацию с делегатами более подробно. Вот объявление универсального класса, не очень удачно названного Delegate, в котором объявляется функциональный тип - delegate:
class Delegate<T> { public delegate T Del(T a, T b); }
Как видите, тип аргументов и возвращаемого значения в сигнатуре функционального типа определяется классом Delegate.
Добавим в класс функцию высшего порядка FunAr, одним из аргументов которой будет функция типа Del, заданного делегатом. Эта функция будет применяться к элементам массива, передаваемого также функции FunAr. Приведу описание:
public T FunAr(T[] arr, T a0, Del f) { T temp = a0; for(int i =0; i<arr.Length; i++) { temp = f(temp, arr[i]); } return (temp); }
Эта универсальная функция с успехом может применяться для вычисления сумм, произведения, минимума и других подобных характеристик массива.
Рассмотрим теперь клиентский класс Testing, в котором определен набор функций:
public int max2(int a, int b) { return (a > b) ? a : b; } public double min2(double a, double b) { return (a < b) ? a : b; } public string sum2(string a, string b) { return a + b; } public float prod2(float a, float b) { return a * b; }
Хотя все функции имеют разные типы, все они соответствуют определению класса Del - имеют два аргумента одного типа и возвращают результат того же типа. Посмотрим, как они применяются в тестирующем методе класса Testing:
public void TestFun() { int[] ar1 = { 3, 5, 7, 9 }; double[] ar2 = { 3.5, 5.7, 7.9 }; string[] ar3 = { "Мама ", "мыла ", "Машу ", "мылом." }; float[] ar4 = { 5f, 7f, 9f, 11f }; Delegate<int> d1 = new Delegate<int>(); Delegate<int>.Del del1; del1= this.max2; int max = d1.FunAr(ar1, ar1[0], del1); Console.WriteLine("max= {0}", max); Delegate<double> d2 = new Delegate<double>(); Delegate<double>.Del del2; del2 = this.min2; double min = d2.FunAr(ar2, ar2[0], del2); Console.WriteLine("min= {0}", min); Delegate<string> d3 = new Delegate<string>(); Delegate<string>.Del del3; del3 = this.sum2; string sum = d3.FunAr(ar3, "", del3); Console.WriteLine("concat= {0}", sum); Delegate<float> d4 = new Delegate<float>(); Delegate<float>.Del del4; del4 = this.prod2; float prod = d4.FunAr(ar4, 1f, del4); Console.WriteLine("prod= {0}", prod); }
Обратите внимание на объявление экземпляра делегата:
Delegate<int>.Del del1;
В момент объявления задается фактический тип, и сигнатура экземпляра становится конкретизированной. Теперь экземпляр можно создать и связать с конкретной функцией. В C# 2.0 это делается проще и естественнее, чем ранее, - непосредственным присваиванием:
del1= this.max2;
При выполнении этого присваивания производятся довольно сложные действия - проверяется соответствие сигнатуры функции в правой части и экземпляра делегата, в случае успеха создается новый экземпляр делегата, который и связывается с функцией.
Покажем, что и сам функциональный тип-делегат можно объявлять с родовыми параметрами. Вот пример такого объявления:
public delegate T FunTwoArg<T>(T a, T b);
Добавим в наш тестовый пример код, демонстрирующий работу с этим делегатом:
FunTwoArg<int> mydel; mydel = max2; max = mydel(17, 21); Console.WriteLine("max= {0}", max);
Вот как выглядят результаты работы тестового примера:
Рис. 22.7. Результаты работы с универсальными делегатами
Универсальные делегаты с успехом используются при определении событий. В частности, класс EventHandler, применяемый для всех событий, не имеющих собственных аргументов, теперь дополнен универсальным аналогом, определенным следующим образом:
public void delegate EventHandler<T> (object sender, T args) where T:EventArgs
Этот делегат может применяться и для событий с собственными аргументами, поскольку вместо параметра T может быть подставлен конкретный тип - потомок класса EventArgs, дополненный нужными аргументами.